В Российской Федерации началась массовая конфискация средств у компаний из-за «безнравственных» сделок
В России резко участились случаи признания сделок между компаниями недействительными из-за их противоречия «основам правопорядка или нравственности». Признавать договоры ничтожными позволяет статья 169 Гражданского кодекса. Изначально норма применялась в связи с контрсанкционными мерами, но теперь распространилась на налоговые споры с конфискацией всех средств в пользу государства, рассказали Forbes представители крупных юридических и консалтинговых компаний.
В частности, получили распространение прокурорские иски, основанные на этой статье, говорит член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский. «Сложилась негласная иерархия: Генпрокуратура требует изъятия активов на сотни миллиардов рублей, региональные прокуратуры — на десятки миллиардов, местные — на миллиарды», — отметил Хаминский.
Так, в 2025 году прокуратура Ульяновской области добилась в арбитражном суде признания недействительными сделок завода модульных сооружений, который создал схему с фиктивными счетами-фактурами для получения налоговых вычетов. Суд взыскал в пользу государства 22,85 млн руб., включая НДС, плюс штраф в 3,2 млн и доначисления в размере около 32 млн. Также в этом году Арбитражный суд Татарстана признал ничтожной сделку Камского пружинного завода и взыскал средства по ней в доход государства.