Ужесточение ответственности за неправомерные операции с электронными платежами
С 24 июня 2025 года вступили в силу изменения, внесенные федеральным законом 176-ФЗ в статью 187 Уголовного кодекса России, касающиеся уголовной ответственности за неправомерные действия с электронными средствами платежа (ЭСП).
Кто подлежит ответственности?
Новые положения закона касаются как клиентов операторов перевода денежных средств, так и лиц, не являющихся таковыми. Для первой категории устанавливается ответственность за:
- передачу ЭСП или доступа к ним для совершаемых другими лицами неправомерных действий;
- осуществление неправомерных операций с использованием предоставленных ЭСП по указанию третьих лиц.
Что касается лиц, которые не являются клиентами операторов, они могут быть привлечены к уголовной ответственности за:
- приобретение или передачу ЭСП для неправомерных операций;
- осуществление неправомерных действий с использованием ЭСП.
Причины изменений
Данные изменения в законодательстве вызваны растущим количеством дистанционных преступлений и увеличением подозрительных операционных действий, которые не согласованы с клиентами. В 2024 году зафиксировано более 485 тысяч преступлений, связанных с дистанционными кражами, что привело к ущербу в размере свыше 197,5 миллиардов рублей. Банком России также отмечается рост операций, проведенных без согласия клиентов, что составляет около 74,4% по сравнению с 2023 годом.
Как трактуется новое законодательство
Теперь преступления, относящиеся к частям 36 статьи 187 УК РФ, рассматриваются как формальные. Это значит, что уголовная ответственность возможна, даже если не доказано, что лицо имеет умысел на хищение имущества. С точки зрения субъективной стороны, каждое действие должно быть совершено с корыстным намерением. Данная мера направлена на то, чтобы сдерживать неправомерные операции, связанные с выводом финансов и легализацией преступных доходов.
Таким образом, новые правила призваны сделать нарыв в сфере электронных денежных средств менее привлекательным для преступников и снизить уровень дистанционного мошенничества.